Диспетчер: «Cessna N-ABCD Какие ваши намерения?»

 Пилот-студент: «Получить лицензию частного пилота и
потом еще рейтинг полетов по приборам…»

 Диспетчер: «Хм.. я имел ввиду, ближайшие 5 минут, а не годы»

[dt_gap height=»30″]

Вы решили получить лицензию частного пилота

[dt_gap height=»20″ /]

Сразу же возникает вопрос, как и где это сделать, сколько это времени займет, и сколько это будет стоить. Для начала, нужно определиться, готовы ли вы выделить все свое время на обучение в течение полутора — двух месяцев, или Вы сможете посвятить обучению только выходные дни. Понятно, что если речь идет о обучении в выходные дни, то к экзамену вы будете готовы явно не раньше, чем через полгода, поэтому этот вариант, исходя из условия задачи, не рассматриваем.

Чтобы уложиться в 5 обозначенных недель, необходимо найти школу, где Ваш инструктор будет доступен для Вас как минимум 4 часа каждый день, а самолет — 2-3 часа в день.

Варианты выбора школы для ежедневного обучения по ценам 2014 года:

Авиашкола в России. Стоимость за полный курс обучения в 2014 году разными аэроклубами в Москве озвучивалась в диапазоне от 350 до 450 тыс. руб. На выходе вы получите лицензию, которая пока не валидируется для полетов в Европе и США. (фактически, нужно будет сдавать экзамен заново).
• Авиашкола в США. Стоимость от 6000 до 8000 долларов, без проживания и билетов (билеты – 800 долларов минимум, проживание на 35 дней – предположим, что минимум 1750 долларов. В результате Вы получите лицензию, с которой Вы сможете летать с некоторыми допущениями в Европе, но для полетов в России потребуется валидация, что в прочем, не является сложной процедурой.
• Авиашкола в Европе. Стоимость обучения около 7000 евро без проживания и перелетов. Стоимость перелета 300 евро, проживание – минимум 900 евро в обозначенный срок. Лицензия так же требует валидации как в России, так и США.

Вы должны сделать выбор исходя из того, где предполагаете больше всего летать, и есть ли у Вас необходимый уровень английского языка для прохождения экзамена на уровень английского ICAO 4 уровня. Подробнее об этом будет расписано позже, но, если у Вас уровень английского равен примерно Intermediate, данный экзамен Вы сдадите.
Если нет цели летать в Европе или знаний английского языка совсем нет, лучше отучиться в России и после того, как появятся соответствующие возможности, повторить этот путь в Европе снова.
Поэтому, здесь и далее мы рассматриваем вариант обучения в Европе, так как вероятность пилоту из России летать в США значительно ниже, чем в Европе. Несомненным плюсом получения лицензии является так же то, что Вы установите дружественные отношения с аэроклубом, где вы учились и сдали экзамен, и у Вас будет отличная возможность брать в аренду самолет и летать в Европе без ограничений.

[dt_gap height=»60″]

Выбрать школу для обучения

Далее, остается выбрать определенную школу. Вариантов много (Великобританию не рассматриваем ввиду изначальной дороговизны обучения и проживания, а также большей сложности получения долгосрочный многоразовой визы по сравнению с шенгенской визой.

Основными критериями выбора школы будут:
Стоимость обучения. Основной критерий, только по нему сложно сделать выбор, так как у множества школ примерно одинаковые предложения по стоимости.
Проживание. Важно иметь возможность проживания непосредственно рядом со школой, идеально – жить в гостинице при авиашколе.
Расписание. Готовность школы взять Вас в расписание в удобное для Вас время. Необходимо, чтобы под Вас выделили самолет на срок обучения по 2-3 часа в день, так же желательно, чтобы Вас вел один и тот же инструктор (хотя это не обязательно, есть программа обучения, и при правильной организации процесса смена инструкторов не должна влиять на процесс обучения. Кстати, инструктор должен быть англоговорящий (хотя есть небольшая вероятность столкнуться с инструктором со знанием русского языка).
Положительные отзывы. Желательно поискать отзывы по выбранной Вами школе. Интернет позволяет сделать это довольно оперативно. Некоторые школы «страдают» переобучением студентов, и в результате Вы заплатите за лишних 10 часов обучения сверх 45 обязательных часов (хотя в некоторых случаях это бывает действительно нужно – обучение – процесс индивидуальный).
Тонкости ценообразования. Необходимо уточнить ставку НДС и входит ли НДС в названную стоимость обучения. Так же стоит уточнить, может ли школа не взимать с Вас НДС (в целом, НДС должен взиматься и с нерезидентов, так как услуга по обучению оказывается на территории страны). Так же нужно уточнить, входит ли топливо в объявленную стоимость практических занятий, как считается летное время (например, в некоторых школах время учитывается от старта двигателя до его остановки, в некоторых — от начала движения до остановки)

[dt_gap height=»20″ /]

Вы нашли подходящую школу, отлично, и если у Вас есть:

Денежные средства в размере от 7500 до 9000 евро (зависит от выбора авиашколы и Ваших требований к условиям проживания
Наличие действующего загранпаспорта
Нормальное здоровье (детали ниже)
Знание английского языка как минимум на уровне, достаточном для коммуникаций на бытовые темы
Свободное время 5 недель. Если все сделать без ошибок, Вы получите свою лицензию в этот срок

тогда можно начинать!

На выходе из Всего данного процесса, Вас ждет:
• Общее количество налетанных часов (вместе с экзаменационными часами) – 48 часов минимум
• Сертификат Medical 2 level на 5 лет или 2 года (зависит от Вашего возраста)
• Сертификат ICAO English level 4
• Европейская лицензия частного пилота однодвигательного сухопутного самолета (JAA PPL SEP LAND)

[dt_gap height=»60″]

Тщательно рассчитайте бюджет мероприятия

Бюджет обучения, с определенной точностью можно рассчитать заранее. В каждой школе цены могут так или иначе отличаться, но в целом, статьи затрат должны быть одинаковы. В качестве примера приведены реально понесенные затраты на обучение в Чешском авиаклубе.

Прямые затраты составили:

ppl traning costs

direct costs

Косвенные затраты составили:

variable costs

[dt_gap height=»30″]

в итоге, стоимость обучения составила: 7650 евро. На первый взгляд это дорого, но значительно дешевле обучения в США с учетом перелета и проживания, и так же дешевле чем обучение в Великобритании и Западной Европе.

В расчет не брались бытовые расходы, это статья довольно специфичная и зависит от уровня потребностей и привычек, транспорт, питание.

И так, желание потратить вышеуказанную сумму не пропало.

[dt_gap height=»60″]

Получите справку о несудимости и шенгенскую визу

Первое, что нужно сделать еще перед выездом, чтобы не отвлекаться далее от более серьезных вопросов – получить справку о несудимости. Данная справка понадобится при получении лицензии после сдачи экзамена, но сделать ее лучше заранее, так как процесс ее подготовки с момента заказа занимает ровно месяц. Для ее получения можно обратиться как лично в органы МВД, так и заказать справку через электронное правительство www.gosuslugi.ru. Получение справки бесплатно.

Уже мало тех, у кого не было заветной вклейки в заграничный паспорт зеленоватого цвета, поэтому, подробно останавливаться в описание данного шага нет смысла. Можно только добавить, что желательно иметь многоразовую визу, чтобы иметь возможность разбить обучение не этапы, если вдруг изменятся обстоятельства (например, просто понадобится слетать домой).
Для примера приведен процесс получения шенгенской визы в Чешском визовом центре.
Если у вас уже были 2 визы в течение 3 последних лет, например, по правилам Чешского визового центра (http://www.czechvac-ru.com/russia/moscow/visaapplicationprocess.html) вы можете получить мульти визу, причем сразу на 1 год. Это удобно, так как это еще и приятный бонус, если вы планируете посещать Европу как турист в дальнейшем, и скорее всего, будете, чтобы иметь возможность летать хотя бы минимальное количество часов в знакомых и комфортных условиях.
Детально все требования можно посмотреть на сайте визового центра. Если кратко, виза получается за 7 дней, требуется 2 поездки в визовый центр, чтобы отдать и получить документы. Напоминание о готовности визы приходит на почту или СМС. Нужно заранее скачать заявление, заполнить его, для заполнения заявления нужно иметь на руках авиабилеты, и подтверждение бронирования гостиницы.

[dt_gap height=»60″]

Купите билеты и забронируйте гостиницу

Билеты каждый может заказать по своему усмотрению, сервисов для этого разработано предостаточно. В среднем, вполне реалистично найти билеты за 300 евро в обе стороны, если заказывать за 1,5-2 месяца, но обязательно необходимо удостовериться, чтобы не было серьезных штрафных санкций на смену дат вылета, так как дата точная дата вашего возвращения зависит от многих факторов и может неожиданно поменяться.

Решить вопрос с проживанием необходимо заранее, чтобы не иметь сюрпризов, например, в виде отсутствия мест в выбранной Вами гостинице. Бронирование можно сделать реальное, например, на booking.com, или вы можете забронировать любую гостиницу на период получения шенгенской визы с возможностью бесплатной отмены бронирования. Перебронируете потом, никто это не будет проверять. Идеально, если Вы найдете авиашколу с гостиницей – вы избавите себя от потери времени и дополнительных денег на перемещения от гостиницы до авиашколы.

[dt_gap height=»30″ /]

Подготовьтесь перед выездом

Для исключения потерь времени лучше заранее договориться о встрече для прохождения медицинской комиссии (звучит громко, но все на самом деле просто и проходится за 2 часа, если конечно нет проблем со здоровьем). Контакт доктора, который может выдать Вам сертификат, Вы сможете получить в авиашколе. Лучше договориться о прохождении комиссии в первые дни, можно даже прямо в день прибытия, так как наличие медицинского сертификата Medical class II (этот тип применим для PPL) обязательно для получения летной лицензии. Если у вас по какой-либо причине не будет возможности получить сертификат, лучше узнать об это как можно раньше, чтобы не тратить свои усилия и деньги. Требования к здоровью очень просты, и получить медицинский сертификат 2 класса вам могут помешать только серьезные проблемы, такие как дефекты сердца, полная невосприимчивость цвета, алкоголизм и психические расстройства, и сложные нарушения зрения.

И так, настал день вылета, и у вас с собой есть:
Паспорт и виза
Билеты
Бронь гостиницы или договоренность о проживании в гостинице школы
Свидетельство о рождении (понадобится при получении лицензии)
Справка о несудимости (понадобится при получении лицензии)
Контакт инструктора из авиаклуба
Договоренность о прохождении медицинской комиссии

[dt_gap height=»60″]

Пройдите медкомиссию

Предположим, вы еще читаете эту статью и прибыли место назначения, и добрались до клиники, где вас ждет доктор. Вся процедура заполнения анкеты, необходимых бумаг займет у вас примерно 30 минут, после чего доктор проверит основные параметры вашего организма:
• Проверит давление
• Снимет ЭКГ
• Протестирует зрение, в том числе и на цветовое восприятие
• Проверит слух
• Проведет экспресс анализ мочи

Все эти процедуры займут максимум 1,5 часа, как правило, в одном месте, вежливо, в очень спокойном режиме. Если у доктора к вам (вернее, к состоянию вашего здоровья) вопросов нет, тогда на этом встреча заканчивается, и вы договариваетесь о еще одной встрече уже для получения заполненного медицинского сертификата.
Следующие задачи (теоретический экзамен и подготовка к нему, экзамен на знание английского языка), могут сдаваться параллельно с практическим обучением. Для получения допуска на практический экзамен вам нужен медицинский сертификат, и сертификат о сдаче практического экзамена.

[dt_gap height=»60″]

Сдайте экзамен ICAO English

Для получения PPL вам понадобится подтверждение достаточного уровня знания английского языка. Оплата и выдача сертификата, как правило, производится там же, где и принимается экзамен.
Для лицензии частного пилота вам будет достаточно получить сертификат 4 уровня. Для этого вам нужно знать и уметь:
• Поддержать простую беседу на 5 минут на тему авиации с экзаменатором, ответить на простые вопросы, например, что такое «wake turbulence» («турбулентный след»), и чем это явление опасно. Для поддержания беседы необходимо знание основ авиации. Проверяется знание специфичных для авиации терминов на английском.
• Ознакомиться с карточкой с рисунком или фотографией, и рассказать на английском, что вы видите. Естественно, нужно отметить моменты, относящиеся к авиации (например, может попасться фото реактивного самолета в окружении птиц, и нужно сказать, что это опасная ситуация, так как птица может попасть в турбину и вызвать катастрофу, и ответить на вопрос, какие методы борьбы с птицами применяются на аэродромах). Проверяется ваше умение описать ситуацию, в которой вы находитесь, на английском, и общее знание разговорного языка.
• Прослушать аудиозапись с переговорами пилотов и диспетчерской, длительностью примерно 30 секунд, и передать экзаменатору смысл переговоров. Можно конспектировать прослушанное на бумагу, и разрешается прослушать запись еще один раз. Запись зашумлена, скорость речи довольно высокая. Для тех, кто вообще не сталкивался с прослушиванием, данное задание может быть затруднительным. Можно подготовиться, занявшись прослушиванием переговоров, как текущих, так и в записи (огромное количество записей можно найти в интернете, либо можно поставить приложение на телефон, например, для android есть хорошая программа «Live ATC»). Как минимум, нужно обязательно научиться воспринимать позывные бортов. Так же желательно ознакомиться с аэронавигационным фонетическим алфавитом (A- Alpha, B – Bravo, C – Charlie, и так далее). Если вы ознакомитесь с основным порядком построения фраз в аэронавигационных коммуникациях – это будет идеально.
• Так же вам предложат прослушать запись ATIS (аэронавигационный информационный сервис), который передает информацию о погоде в немного закодированном виде. Подготовиться можно, послушав и проанализировав при этом пару часов реальной трансляции ATIS, например, аэропорта LKPR Prague Rusyne (скорее все, вам ее и поставят). Дополнительно, можно поискать в интернете «METAR/TAF Weather Reports abbreviation» и изучить кодировку погодных сообщений METAR.

Если говорить кратко, для получения ICAO Level 4 вам или нужно хорошо знать английской (например, на уровне upper intermediate) и тогда можно не знать ничего про авиацию, либо, хорошо разбираться в авиации, и понимать, как строится фразеология в переговорах диспетчеров и пилотов, либо, того и другого на среднем уровне.
Если уровень вашего английского слабый (intermediate или ниже, можно предварительно пройти специальный подготовительный курс ICAO Level 4 (по времени занимает неделю, можно учиться по вечерам прямо на территории авиаклуба). Стоимость обучения небольшая, и хорошо увеличивает шансы на сдачу экзамена. Учиться и сдавать экзамен можно параллельно с основным обучением.

[dt_gap height=»60″]

Сдайте теоретический экзамен

Для получения PPL вам так же понадобится сдать теоретический экзамен. Это, пожалуй, самая «времязатратная» часть программы подготовки к PPL после непосредственно полетов.

На экзамен нужно записывать как можно раньше, так как для сдачи экзамена в CAA (ассоциация гражданской авиации) выделены только 3-4 дня в месяце. Экзамен состоит из 10 разделов, каждый может содержать от 10 до 25 вопросов. Пересдача возможна только в разные месяцы, и по частям (т.е., если вы завалили 2 раздела экзамена из десяти, вы будете пересдавать только эти 2 раздела, но уже в следующем месяце, а не на следующий день).

Разделы теоретического экзамена, и какой уровень подготовки требуется:
Air Law (нужно знать основы авиационного законодательства)
Aircraft General Knowledge (основы строения самолета, какие силы воздействуют на самолет, какие бывают несущие конструкции)
Flight Performance and Planning (уметь рассчитать время полета и затрачиваемое топливо в зависимости от скорости, скорости ветра и его направления, давления воздуха)
Flight Planning and Enroute (разработка маршрута (плана) полета, умение читать аэронавигационные карты)
Human Performance and Limitations (знание основ человеческих возможностей и ограничений в авиации)
Meteorology (знание основных природных явлений, видов облаков, что такое грозовые фронты, признаки образования обледенения)
Navigation (основы навигации, что такое магнитный полюс, какие бывают отклонения от курса и причины отклонений)
Operational Procedures (действия и процедуры в разных ситуациях при полете, распознавание различных сигналов и опознавательных знаков)
Principles of Flight (основы аэродинамики)
Communications (основы радиокоммуникации)

 

Требования к экзамену не очень сложны, нужно ответить правильно на более чем половину вопросов. Большинство вопросов (примерно 70%) очевидны, и для ответа на них достаточно иметь элементарные знания логики, физики и математики. Часть ответов вопросов нужно просто выучить, например, вопросы из раздела авиационного законодательства требуют только запоминания. Над частью вопросов придется поработать.
Но все же, чтобы не отвлекаться на дополнительные временные затраты, если вдруг понадобится пересдача – лучше немного подготовиться. На подготовку желательно выделать как минимум, 2 недели – зависит от вашего уровня знаний физики, математики, аэродинамики.
Во многих школах программа обучения авиаклуба не подразумевает большого количества реальной теоретической подготовки к экзамену, инструкторы предпочитают использовать время, выделенное на теоретическую подготовку, на брифинги и разбор полетов. Вы получите 2 брошюры, одна из которых будет больше полезна для реальной навигации во время обучения, чем для подготовки к теоретической части, и вторая книга как раз и предполагает быть основой для вашей теории, плюс к материалам инструктор будет готов поработать с вами над непонятными для вас вопросами.

Сдача экзамена занимает от 1 часа до 2 часов, оплата на месте перед экзаменом, литературой, справочниками, телефонами пользоваться нельзя, для расчетов выдается инженерный калькулятор и авиационные карты Европы стандарта ICAO.

И так, подготовка к экзамену будет заключаться в двух действиях:
• Общее понимание областей знаний, чтение выданной вам брошюры, книг (на полке в аэроклубе вы найдете большое количество справочников и книг)
• Прохождение тестовых экзаменов, для оценки готовности к экзамену.

Тестовые экзамены лучше пройти столько раз, чтобы процент сдачи был не ниже 90. В таком случае у вас останется запас в знаниях, на случай, если вам попадется незнакомый вопрос или вы просто допустите ошибку по невнимательности. Для самостоятельного тестирования можно поискать специализированные ресурсы в интернете. Отличия вопросов FAA от JAA практически нет, но все же могут быть отличия в мелких деталях. Есть так же удобные программы для подготовки и тестирования для Android или IOS устройств. После успешной сдачи экзамена вам выдадут соответствующий сертификат.

Что делать, если вы не сдали теоретический экзамен: Не паниковать, выяснить, какой из разделов экзамена не сдан. Повторно необходимо будет пересдавать только не сданные разделы, а не все сразу, как поначалу может показаться. Записаться на пересдачу, заплатив необходимую сумму за каждый пересдаваемый раздел. Минус один – вы уже не выполните свою цель получить PPL за 5 недель, так как на пересдачу можно записаться с условием, что количество дней до пересдачи не менее 30 дней.

Не сданный теоретический экзамен не является преградой для продолжения практического обучения. Вы можете летать и пополнять пробелы теоретических познаний.

[dt_gap height=»60″]

Пройдите практическое обучение

Это самое интересное и сложное в процессе обучения. Общее количество часов, которое вы должны налетать, не менее 45. Если вы летали ранее, и можете это доказать записями в летной книге, и своими способностями (инструктор поймет), тогда у вас есть возможность зачесть не более 10 часов летного времени.

Процесс практического обучения постепенный, и из всей практической части можно выделить следующие упражнения:
Введение в пилотирование
Полеты по кругу
Отработка посадки
Вывод самолета из срыва потока
Аварийные процедуры
Навигация
Посадка и коммуникации в контролируемом аэропорте
Коммуникации в контролируемом воздушном пространстве

В первое время (первые 30 часов) лучше не летать более 2 часов в день. Причина – огромное количество информации и новых ощущений быстро утомят восприятие, и если летать помногу, качество обучения снизится. Дальше уже можно совершать полеты по 3 часа в день.

В первый день вам покажут порядок внешнего осмотра самолета, и проведения предполетного осмотра в целом. Лучше заранее ознакомится с POH (Pilot Operating Handbooks) самолета, где описаны все летные данные самолета и приведены процедуры к действию, и заглянуть в кармашек левой двери – там обычно лежат ламинированные картонки с процедурами на все необходимые случаи. Впрочем, проводить осмотр вы будете самостоятельно перед каждым полетом. Это правило. Далее инструктор оценит Ваш текущий уровень знаний, и тут понадобится Ваш опыт управления самолетами в симуляторах (не в игрушках-стрелялках, а например, в XPLANE или Microsoft flight simulator. Чем больше у вас опыта в этих игрушках, тем лучше – известен случай, когда профессиональный игрок в симуляторе смог с первого раза сделать круг над аэродромом и не убить себя и инструктора при посадке.

Далее Вам предстоит летать и летать, осваивать приборы, технику пилотирования в различных условиях, развивать способности к навигации и коммуникациям. Этот процесс растянут по времени и фактически никогда не заканчивается даже после сдачи экзамена.

К сдаче экзамена вы должны уметь:
Контролировать направление полета, высоту
Контролировать скорость, режимы двигателя, и выполнять различные действия типа настройки триммера, радио, освещения
Отслеживать визуально правильное положение самолета в пространстве, следить за скоростью
Отслеживать свое положение на местности и контролировать навигацию по карте
Одновременно вести радиосвязь при необходимости
Уметь делать при этом пометки в наколенном журнале

Отработка посадки. Довольно творческий процесс, так же растянутый по времени, у разных людей чувство расстояния до земли приходит по-разному. В среднем, нужно сделать 150 – 200 посадок, чтобы начать сажать самолет самостоятельно, и при этом стабильно прогнозируемо.

Отдельно можно отметить упражнения по распознаванию срыва потока и по выводу самолета из срыва. Это важная часть, так как часто в экстремальных ситуациях время реакции на внештатные ситуации имеет важное значение, и чем раньше сознание среагирует на проблему, тем меньше шансов угробить самолет и себя.

То же самое про аварийные посадки. На это тратится несколько часов драгоценного времени практического обучения. Правильные действия при аварийной посадке дают вполне реальные шансы спасти себя в неприятной ситуации, например, при внезапной потере двигателя. И наоборот, неверно принятое решение даже в простой ситуации может стоить жизни.
Навигация. К сожалению, GNSS (GPS система) вам во время обучения и экзамена не положена, поэтому, вы будете часто теряться в незнакомой местности. Что делать? Изучать местность, навигационную карты, и держать в голове классификацию пространств, чтобы к экзамену хорошо знать местность в радиусе 150- 200 миль от домашнего аэродрома, все ключевые аэродромы, взять привычку не садиться в самолет, без предварительного составления «плана полета» и без навигационной карты. Нужно четко понимать, что потеря ориентации на местности без GPS для новичка в «соло» (одиночном полете), особенно в предзакатное время, может закончиться плачевно. Но, шансы не пропасть даже в такой ситуации, есть, и довольно высокие, если не поддаваться панике.

Коммуникации с диспетчерскими службами в контролируемом пространстве – хороший опыт, который впоследствии так же нужно развивать. Тут все довольно просто, нужно знать правила коммуникаций, и распознавать довольно беглую речь диспетчеров. Знания не приходят сразу, так же нужен опыт. Главное – уметь к экзамену сообщать о себе и своем расположении диспетчеру, своевременно запрашивать разрешения на действия и точно выполнять разрешенные действия. Совет – не бояться переспрашивать не принятую информацию. Лучше «помучать» диспетчера и показаться неучем, но успешно выполнить задуманное.

[dt_gap height=»60″]

Сдайте «выпускной» экзамен

Допуск к экзамену дает ваш инструктор. Если он уверен, что не вы уложились в 45 часов и не готовы летать самостоятельно, он вам об этом честно сообщит. У вас так же должно быть внутренее ощущение, что вы сможете самостоятельно, используя только бумажную карту, долететь до аэродрома в 100 милях от вас, сесть, и благополучно вернуться обратно.
Экзамен назначается за 2-3 дня. К практическому экзамену должны быть сданы теоретические экзамены и получен соответствующий сертификат (будет выдан в CAA, там же где сдается теоретический экзамен, сразу после успешной сдачи последнего не сданного раздела). В целом, к экзамену у вас должны быть готовы бумаги:

Сертификат прохождения теста на знания английского ICAO level 4
Медицинский сертификат 2 класса
• Подготовлены формуляры о прохождении практического обучения (за это отвечает инструктор)
• Получено разрешение на прохождение экзамена в CAA (данный документ так же должен получить инструктор, но его могут передать вам из CAA, когда вы успешно сдадите теоретический экзамен).

Экзамен по правилам принимает другой инструктор – экзаменатор (не тот, что вас обучал).
Экзамен представляет собой полет общей протяженностью в 250 миль, с посадкой в контролируемом аэропорту. Если вы все сделаете адекватно, и вернетесь домой «живым», не потеряетесь (даже если и потеряетесь, но найдете дорогу домой) — экзамен вы сдали. За исключением небольшого нюанса – во время полета экзаменатор обязательно устроит проверку на умение производить аварийную посадку, неожиданно убрав режим двигателя. Если и при этом вы «живы» — то есть корректно выполнили процедуры и «совершили» успешную аварийную посадку (она отменяется в самый последний момент), значит, вы точно сдали экзамен.

Если же вы реально научились летать – вы его сдадите без проблем. Если экзамен не будет сдан – значит, есть реальный пробел в обучении и нужно разобраться с проблемой, перед тем как пересдать экзамен повторно. Не сданный практический экзамен в реальной жизни – это потеря самолета, своего здоровья и даже скорее всего, своей жизни.

[dt_gap height=»30″ /]

Получите лицензию!

Это – самая приятная часть обучения. Через 2-3 дня после передачи в CAA полного пакета ваших документов с отметкой о сдаче практического экзамена вы сможете забрать заветную «корочку» — буклет, в котором у вас будет написано: PPL VFR SEP LAND, в российской классификации — лицензия частного пилота по правилам VFR на однодвигательный сухопутный самолет. Далее – вам предстоит поддерживать вашу лицензию в годном состоянии, «налетывая» не менее 10 часов в год (иначе вам придется для восстановления лицензии снова сдавать практический экзамен), и открывать для себя новые возможности – полеты на «сложных» самолетах (с убираемым шасси и изменяемым шагом винта), VFR «ночь», многодвигательные самолеты, полеты по приборам, и так далее.

[dt_gap height=»80″]

Успехов Вам в обучении!

[dt_gap height=»30″ /]

[dt_gap height=»50″] [dt_gap height=»50″]

[dt_gap height=»40″ /]

© Skyoperator Пожалуйста, указывайте ссылку на оригинал статьи при ее публикации на сторонних ресурсах