Советский реактивный самолет (Magnum по классификации НАТО) был разработан в 1959 году как учебно — тренировочный самолет для военной авиации в рамках договоренностей по варшавскому договору, о производстве военного учебного истребителя. Основными конкурентами советского ЯК-30 в конкурсе были Чешский L-29 Delfin и польский самолет TS-11 Iskra.

Тестовая эксплуатация самолета началась 20 мая 1960 года, и продлилась до марта 1961 года. Было сделано 82 успешных вылета, общей длительностью 43,5 часов, без каких либо затруднений и инцидентов во время полетов. Самолет превосходил по скоростным характеристикам, по весу, управляемости и маневренности своих чешских и польских одноклассников. Несмотря на более низкую стоимость производства у советского экземпляра, было принято политическое решение выбрать для производства чешскую модель L-29 в качестве основного военного учебного реактивного истребителя для использования в странах варшавского пакта. На Як-30 было установлены мировые рекорды по скорости полета (767.308 км/час)  и по высоте полета (16 128 метров).

Самолет был сконструирован из легкосплавного сплава цельнометаллическим фюзеляжем. Простой каплевидная форма фюзеляжа, использование прессованных лонжеронов в качестве силовых элементов крыльев, незагерметизированная кабина — это обеспечивало простоту конструкции и низкую стоимость производства. Топливный бак самолета находится в фюзеляже между крыльями.

Одноосный реактивный двигатель с семиступенчатым компрессором Турманский RU-19 был разработан специально для Як-30.  Воздухозаборники располагаются в основаниях крыльев, а двигатель закреплен таким образом, что его снятие возможно без разборки фюзеляжа.

Рули управления приводятся в движение вручную, усилия с органов управления передаются с помощью тросов. Длинный сферический купол кабины самолета обеспечивает хороший обзор для пилотов, кресла пилотов оборудованы системой катапультирования. Органы управления для каждого пилота полностью дублируются.

Шасси самолета убираемое, с передней управляемой стойкой.

Техническим руководителем ОКБ был К.В Синельщиков, главным инженером — В.А. Шаврин, В.Г. Цвелов, и В.П. Власов.

За всю историю данного самолета было построено всего 4 экземпляра. Данная модель легла в основу разработки спортивного реактивного самолета ЯК-32 и учебно-пилотажного винтового ЯК-52.

 

Ключевые характеристики самолета ЯК-30:

  • Количество мест: 2: инструктор и ученик, продольное расположение
  • Длина: 10.14 метров
  • Размах крыльев: 9.38 метров
  • Высота: 3.4 метров
  • Площадь крыла: 14.3 кв. метров
  • Вес пустого: 1 555 кг
  • Вес с полной нагрузкой: 2 250 кг
  • Полезная нагрузка: 991 кг
  • Максимальная взлетная масса: 2,550 кг
  • Двигатели: 1 × Tumansky RU19-300 турбореактивная установка, в хвостовой части фюзеляжа
  • Стандартная вместимость топлива: 500 кг
  • Максимальная вместимость топлива: 805 кг

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 660 км/час
  • Максимальная дальность полета: 965 км
  • Практический потолок: 11 500 метров
  • Скорость набора высоты: 18 метров в секунду
  • Соотношение тяга/вес: 0.36
  • Максимальное время полета: 2.05 часа
  • Взлетный пробег: 425 метров
  • Пробег при посадке: 450 метров
  • Максимальная перегрузка: +7G /-5G